Константин Дмитриевич Кавелин
Кавелин Константин Дмитриевич
(1818-1885)
— русский философ, историк и политический
деятель. В молодости западник. В 50-х гг. стал
либералом, что привело к разрыву с ним
«Современника» и Герцена. К
философии обращается в 60-х гг. для обоснования
политических и этических взглядов. В работах
«Задача психологии» (1872) и «Задачи этики» (1885)
сделал попытку приспособить психологию для
объяснения христианской этики. Философия, по его
мнению, должна стать наукой об индивидуальной
человеческой душе, психологией, которая
объясняет нравственный, духовный мир
безотносительно к его материальному субстрату.
Абстрактности материализма и идеализма,
исследующим общее, Кавелин противополагает
конкретное знание индивидуальной души. На этой
основе, по его мнению, снимается односторонность
и ограниченность философских систем (включая
позитивизм). Кавелин признавал свободу воли.
+ + +
Кавелин Константин Дмитриевич (1818—1885) — русский философ-идеалист, историк
и политический деятель. В молодости
западник. В 50-х гг. стал либералом, что
привело к разрыву с ним «Современника» и Герцена. К философии обращается в 60-х
гг. для обоснования политических и этических взглядов. В работах «Задача
психологии» (1872) и «Задачи этики» (1885) сделал попытку приспособить
психологию для оправдания христианской этики. Философия, по его мнению, должна
стать наукой об индивидуальной человеческой душе, психологией, которая объясняет
нравственный, духовный мир безотносительно к его материальному субстрату.
«Абстрактности» материализма и идеализма, исследующим общее, Кавелин
противополагает «конкретное» знание индивидуальной души. На этой основе, по его
мнению, снимается односторонность и ограниченность философских систем (включая
позитивизм). К. признавал свободу воли. Несостоятельность теории Кавелина
показана Сеченовым в его замечаниях на книгу Кавелина «Задача психологии».
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 177.
КАВЕЛИН Константин Дмитриевич
(4/16.11.1818-3/15.05.1885), русский мыслитель, историк,
правовед и общественный деятель. Первоначально
занимал либеральные позиции, позднее отошел от
них и сблизился со славянофилами.
Стоял на позиции сильной
самодержавной власти. В 1866 подал царю записку “О
нигилизме и мерах против него необходимых”.
Кавелин наряду с Б.Н. Чичериным
стал основателем государственной школы
исторического последования. В своих трудах
“Взгляд на юридический быт Древней России” (1847),
“Мысли и заметки о русской истории” (1866),
“Краткий взгляд на русскую историю” (опубл. 1887)
Кавелин показывает решающую роль самодержавного
государства в жизни народа. По мнению ученого,
русское государство явилось высшей формой
общественного бытия в жизни России.
Кавелин был одним из творцов
крестьянского законодательства 1861, в числе
первых отечественных ученых исследовал сельскую
общину, доказав, что в ее сохранении — основа
социальной и экономической устойчивости России.
Разрушение тысячелетних обычаев крестьянского
мира, по мнению Кавелина, приведет к упадку
экономики и падению самого Русского государства.
Кавелин выступал противником
личной собственности на землю, считая, что в
условиях России она приведет к массовому
обнищанию крестьян. Чтобы не допустить этого,
ученый предлагал передать землю крестьянам в
пожизненное пользование с правом наследования,
но без права продажи. Причем выделение земли
должно осуществляться строго в рамках уже
существующих общин, являющихся, по сути дела,
коллективными владельцами земли.
О. Платонов
КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818—1885) — российский общественный
деятель, историк, юрист, философ, социолог, публицист, один из идеологов
российского либерализма.
В 1857—1861 гг. — профессор Петербургского университета (вышел в отставку с
группой профессоров в знак протеста против действий администрации университета).
В 1864 г. поступил на службу в Министерство финансов (юрисконсульт). В 1877 г.
возглавил кафедру гражданского права в Военно-юридической академии.
В 1840—1850-х гг. — один из лидеров западников, сторонник проведения реформ,
отмены крепостного права, в котором усматривал главную причину отсталости
России. В «Записке об освобождении крестьян в России» (1855) предлагал
проведение реформы — предоставление крестьянству земли и имущества с
вознаграждением помещиков (опубл. А. И. Герценом в «Голосах из России», 1857 и
Н. Г. Чернышевским в журнале «Современник», 1858).
Основу его политических взглядов составляла вера в верховную власть —
единственную силу, способную осуществить либеральные реформы, отвечающие
интересам всех слоев общества и препятствующие росту радикальных настроений
среди интеллигенции. Он утверждал, что революции задерживают прогресс. В основе
его исторической концепции лежали идеи органичности и закономерности русской
истории, ее включенности в мировой процесс при сохранении национального
своеобразия. Основоположник в русской историографии (вместе с Б. Н. Чичериным)
государственной (юридической) школы («Взгляд на юридический быт Древней Руси»,
1847; «Краткий взгляд на русскую историю», 1887; и др.).
В целом его общественно-политические взгляды представляли собой синтез
западничества и славянофильства, так как он не абсолютизировал различия между
Россией и Западом, считая, что «все народы стремятся к одному идеалу, но разными
путями».
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд.
М., 2012, с. 209.
Кавелин Константин Дмитриевич (4 [16].11.1818 – 3 [15].05.1885),
мыслитель, историк, правовед и общественный деятель. Родился в Петербурге. В
1839 окончил юридический факультет Московского университета. Первоначально
занимал либеральные позиции, позднее отошел от них и сблизился со
славянофилами. Стоял на позиции сильной самодержавной власти. В 1866 подал
царю записку «О нигилизме и мерах, против него необходимых».
В своих трудах «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Мысли
и заметки о русской истории» (1866), «Краткий взгляд на русскую историю»
(опубл. 1887) Кавелин показывает решающую роль самодержавного государства в
жизни народа. По мнению ученого, Русское государство явилось высшей формой
общественного бытия в жизни России. Самодержавие, по мнению Кавелина, –
естественная форма русской государственности, порожденная народным идеалом.
В 1860х Кавелин принял выдвинутую Б. Н. Чичериным теорию «закрепощения и
раскрепощения» сословий государством. Крепостной строй Кавелин воспринимал
как закономерный этап развития русского общества, как необходимое условие
существования сильной центральной власти, без которой Русское государство не
устояло бы в борьбе с внутренними врагами. Подчеркивая особую роль
государственной власти, «спасшей» Россию, Кавелин признавал, что она не
давала развиться «личному началу». В 1860х Кавелин характеризовал опричнину
как политику сохранения национальной формы государственности, направленную
против чужеродных западно-русских и польских элементов, привнесенных
перешедшими на русскую службу литовскими князьями.
Кавелин был одним из творцов крестьянского законодательства 1861, в числе
первых отечественных ученых исследовал сельскую общину, доказав, что в ее
сохранении – основа социальной и экономической устойчивости России.
Разрушение тысячелетних обычаев крестьянского мира, по мнению Кавелина,
приведет к упадку экономики и падению самого Русского государства.
Кавелин выступал противником личной собственности на землю, считая, что в
условиях России она приведет к массовому обнищанию крестьян. Чтобы не
допустить этого, ученый предлагал передать землю крестьянам в пожизненное
пользование с правом наследования, но без права продажи. Причем выделение
земли должно осуществляться строго в рамках уже существующих общин,
являющихся, по сути дела, коллективными владельцами земли.
Корни социального неравенства Кавелин видел в том, что «люди по
физической природе, по умственным и др. своим способностям не равны между
собой со дня рождения». Он доказывал утопичность социалистических теорий,
обосновывавших возможность достижения социального равенства путем ликвидации
частной собственности. Отмена права собственности и наследства, согласно
Кавелину, противоречит «закону свободы». В праве собственности Кавелин видел
залог свободы человека. Для предотвращения социальных катаклизмов он
призывал русское дворянство отказаться от сословного эгоизма, привилегий и
замкнутости. При этом государство, по мнению Кавелина, должно регулировать
отношения между сословиями, «служить посредником, охранять и защищать низшие
классы». В отличие от ортодоксальных западников, видевших в крестьянской
общине только препятствие к экономической свободе и прогрессу, Кавелин
выступал за ее сохранение, видя в ней способ уравновесить частную
собственность, монопольное господство которой могло привести к вражде
классов и общественной анархии. Ратуя за отмену уравнительного
землепользования и земельных переделов внутри общины, Кавелин объективно
выступал за свободное развитие крестьянского хозяйства на основе пожизненной
аренды земли. Сочетание личной и общественной собственности Кавелин считал,
с одной стороны, условием для обеспечения экономического прогресса, с др. –
гарантией против пролетаризации крестьянства, средством сохранения
социальной стабильности. Признавая, что реформа 1861 подорвала материальное
благополучие дворянства, Кавелин видел его будущее не в искусственном
сохранении привилегий, а в уравнении в гражданских правах с др. сословиями.
В органическом единстве сословий Кавелин видел залог «мирного развития
посредством постепенных реформ», делающий «невозможною революцию низших
классов против высших». Превращение большинства народа в земельных
собственников должно было превратить Россию в аграрную страну, что при всех
успехах промышленности и торговли предохранит ее, по мысли Кавелина, от
потрясений, характерных для стран Западной Европы.
В н. 80х Кавелин выступил с широкой программой реформ, предусматривавшей
увеличение крестьянских наделов за счет государственных субсидий, «отвода
незаселенных казенных земель», а также переселенческой политики. Наряду с
устранением малоземелья Кавелин считал необходимым сократить подати и др.
платежи, ограничить административный произвол в отношении крестьянства,
покончить «с безграмотностью и беспомощностью деревенского люда» путем
развития народного образования. Залог прогресса России Кавелин видел в
совместных действиях общества и бюрократии, в союзе интеллигенции,
«образовывающей» народ, и государства, создающего для него сносные «внешние»
условия жизни. Будущая Россия представлялась Кавелину «мужицким царством»,
«необозримым морем оседлого, свободного, трудящегося, благоустроенного
крестьянства, с сильной центральной властью, обставленной высшей
интеллигенцией».
Возлагая основные надежды на преобразовательный потенциал верховной
власти, Кавелин в то же время активно выступал за создание бессословного
земства, без которого, по его мнению, нельзя ожидать «никакой хорошей
перемены в центральном управлении государством». Критикуя произвол
бюрократии, Кавелин, однако, видел в ней и силу, «уравновешивающую различные
общественные элементы, приходящие между собой в столкновение или
соперничество». Кавелин – противник непосредственного вмешательства
правительства в экономику – считал казенную промышленность «убыточной» для
правительства и «обременительной» для общества.
В 1870–80х Кавелин пришел к выводу, что самым насущным вопросом стал
вопрос реформирования системы административного управления, обуздания
административного произвола посредством расширения гласности, расширения
прав местного самоуправления, введения в состав Государственного Совета
«выборных от губернских земств». Идеальной формой государственного
устройства России Кавелин считал «самодержавную республику», воплощавшую, по
его мнению, единство интересов монарха и народа, бюрократии и общества.
Кавелин полагал, что переустройство России возможно только путем мирных
реформ, а всякая революция гибельна как для государства, так и для народа.
Считая, что «царство справедливости» нельзя построить на крови и насилии,
Кавелин утверждал, что революции задерживают прогресс и, вызывая реакцию,
способны сокрушить государственный организм. Кавелин отрицал связь
«революционной партии» в России с подлинными интересами народа.
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия
русского народа - http://www.rusinst.ru
Белинский В.Г. Письмо К. Д. Кавелину.
22 ноября 1847 г.
Философы, любители мудрости
(биографический указатель).
Сочинения:
Собрание сочинений. Т. 1–4. СПб., 1897–1900;
Наш умственный строй.
Статья по философии русской истории и культуры. М., 1989.
Литература:
Корсаков Д.А. К.Д. Кавелин. Материалы для биографии. Из семейной
переписки и воспоминаний//Вестник Европы. 1886. №5–8, 10, 11; 1887. №2, 4,
5, 8; 1888. №5;
Он же. К.Д. Кавелин. Очерк жизни и деятельности. СПб., 1896;
Кони А.Ф. На жизненном пути. Т. 4. Ревель; Берлин, [ б. г.];
Арсеньев К.К. Памяти К.Д. Кавелина//Вестник Европы. 1910. №5;
Мизинов П.
История и поэзия. М., 1900; Сыромятников Б.И.
К.Д. Кавелин//Великая реформа. Т. 5. М., 1911;
Зайончковский П.А. Записка
К.Д. Кавелина по нигилизму//Исторический архив. Т. 5. М.; Л., 1950.